Другие 4 премьеры февраля: от «Патерсона» Джима Джармуша до «Прекрасных дней в Аранхуэсе» Вима Вендерса

Кадр из фильма Гарта Дэвиса "Лев" / Lion, 2016
Кадр из фильма Гарта Дэвиса "Лев" / Lion, 2016

Поэтичная комедийная драма «Патерсон» от Джима Джармуша», австралийская биографическая драма «Лев» от Гарта Дэвиса, радикальная европейская документальная лента «Сафари» от Ульриха Зайдля и авторская драма по пьесе Петера Хандке «Прекрасные дни в Аранхуэсе» от Вима Вендерса — четыре новые для России картины во второй части обзора кинопремьер февраля 2017 года.

Патерсон / Paterson

Открывает эту часть обзора февральских кинопремьер комедийная драма «Патерсон» от по-прежнему главной фигурой американского независимого кино Джима Джармуша. По сюжету фильма молодой мужчина по имени Патерсон живёт в городе Патерсон (именно так), где работает водителем автобуса. Герой обожает свою жену Лауру, для которой увлечённо пишет стихи. Патерсон даже не думает о публикации своих поэтических текстов, просто проживает день за днём, выполняя одни и те же действия, но жизнь, состоящая, казалось бы, из рутины, не становится от этого менее чудной.

Кадр из фильма Джима Джармуша "Патерсон" / Paterson, 2016

Кадр из фильма Джима Джармуша «Патерсон» / Paterson, 2016

В фильмографии уже 64-летнего Джармуша «Патерсон» занял место всего 12-й игровой полнометражной ленты. Джармуш не из тех, кто снимает по две картины в год, оттого выход его новых фильмов — всегда событие. В самом конце 1970-х годов будущее олицетворение независимого кино США начинал с работы ассистентом на площадке Николаса Рэя и Вима Вендерса (о новом фильме последнего можно почитать в этом же обзоре ниже). Уже в начале 1980-х годов Джармуш получил каннскую «Золотую камеру» и специальную награду «Сандэнса».

«Более странно, чем в раю», «Вне закона», «Таинственный поезд», «Кофе и сигареты» — фильмы Джармуша, без которых американское независимое кино 1980-х и 1990-х было бы невообразимо скуднее. 2000-е принесли режиссёру две номинации на «Золотую пальмовую ветвь». «Выживут только любовники», вышедшие на экраны в 2013 году, до этого момента оставался последней завершённой лентой режиссёра, пока в 2016 году Джармуш не представил зрителям сразу две новые работы — документальный Gimme Danger (о нём мы писали ещё в ноябрьском обзоре) и игровой «Патерсон».

Кадр из фильма Джима Джармуша "Патерсон" / Paterson, 2016

Кадр из фильма Джима Джармуша «Патерсон» / Paterson, 2016

Главную роль в наконец добравшемся и до России «Патерсоне» исполнил 33-летний Адам Драйвер. Бывший военный, отслуживший после теракта 11 сентября в морской пехоте два с половиной года, актёрское образование получил только в 2009 году. Впервые на большом экране Драйвер появился спустя два года в байопике Клинта Иствуда «Дж. Эдгар», где исполнил небольшую роль, как и в последовавшем «Линкольне» Стивена Спилберга.

Начиная с 2012 года Драйвер стал появляться на экране в ключевых ролях, поработав во «Внутри Льюина Дэвиса» братьев Коэнов, «Милой Фрэнсис» Ноа Баумбака, «Тропах» Джона Кёррана и «Дальше живите сами» Шона Леви. В 2015 году большинство зрителей узнало Драйвера по роли Кайло Рена в седьмом эпизоде «Звёздных войн» Джей Джей Абрамса, а затем как актёра «Молчания» Мартина Скорсезе, показанного в России в январе прошлого года.

Кадр из фильма Джима Джармуша "Патерсон" / Paterson, 2016

Кадр из фильма Джима Джармуша «Патерсон» / Paterson, 2016

Взятый темп актёр снижать, судя по всему, не собирается, оставаясь одинаково востребованным и в массовом, и в независимом кино. Осенью этого года Драйвер должен появиться на экране в комедии Logan Lucky Стивена Содерберга. Затем Райан Джонсон должен завершить работу над восьмым эпизодом «Звёздных войн», в котором Драйвер вернётся к роли Кайло Рена. Наконец на 2018 год запланирован выход многострадального «Человека, который убил Дон Кихота» Терри Гиллиама, в котором актёрскую компанию Драйверу составят Ольга Куриленко и монтипайтоновец Майкл Пэйлин.

Что касается остальных актёров «Патерсона», главную «женскую» роль в нём исполнила 33-летняя Голшифте Фарахани. Её дебют в кино состоялся гораздо раньше драйверовского — в 1998 году. Первый фильм не иранского производства с её участием — триллер «Совокупность лжи» Ридли Скотта (за эту работу актриса поплатилась полугодовым запретом от иранских властей на выезд из страны). Позже Фарахани исполнила роли в «Друзьях» Луи Гарреля и «Истории Элли» Асгара Фархади (о его «Коммивояжёре» мы писали в первой части обзора).

Кадр из фильма Джима Джармуша "Патерсон" / Paterson, 2016

Кадр из фильма Джима Джармуша «Патерсон» / Paterson, 2016

На экране в ленте также появился канадский актёр Ризван Манжи (разноплановый, но играющий преимущественно в комедиях), рэпер Клиффорд Смит по прозвищу Method Man из Wu-Tang Clan’а (с ребятами оттуда Джармуш дружит долгое время, регулярно приглашая их в свои картины) и японский актёр Масатори Нагасэ, больше 25 лет назад исполнивший одну из ключевых ролей в джармушевском «Таинственном поезде», работавший в независимом кино и после, в том числе в культовом «Флирте» Хэла Хартли.

В качестве оператора в фильме работал 70-летний Фредерик Элмс, оператор дебютного фильма Дэвида Линча «Голова-ластик», а затем его «Синего бархата» и «Диких сердцем», уже сотрудничавший с режиссёром в «Ночи на Земле», третьей по счёту новелле «Кофе и сигареты» и «Сломанных цветах», а между тем в «Святом из форта Вашингтон» Тима Хантера, «Сказочнике» Тодда Солондза, «Нью-Йорк, Нью-Йорк» Чарли Кауфмана и прошлогоднем мини-сериале «Однажды ночью» Стивена Заилляна и Джеймса Марша.

Кадр из фильма Джима Джармуша "Патерсон" / Paterson, 2016

Кадр из фильма Джима Джармуша «Патерсон» / Paterson, 2016

Монтировал «Патерсона» Аффонсо Гонсалвес, выступавший в этом же качестве в «Выживут только любовники» и Gimme Danger, а между тем — в телесериале «Настоящий детектив» и драме 2015 года «Кэрол» Тодда Хейнса. Над музыкальным сочинением для фильма работал сам Джармуш вместе со своим старым приятелем и продюсером Картером Логаном, с которым несколько лет назад основал группу SQüRL (третий её основатель — звукомонтажёр Шейн Стоунбэк), композиции которой уже звучали в «Выживут только любовники».

Вклад в картину внёс и известный американский поэт Рон Паджетт (вполне культовый, входивший в 1950-1960-х годах в авангардную группу «Нью-Йоркская школа», объединявшую авангардных писателей, музыкантов и художников абстрактного экспрессионизма). Паджетт предоставил для фильма четыре своих старых стихотворения и три новых, специально сочинённых для ленты, которые Джармуш вложил в уста Патерсона.

Кадр из фильма Джима Джармуша "Патерсон" / Paterson, 2016

Кадр из фильма Джима Джармуша «Патерсон» / Paterson, 2016

Премьера фильма состоялась на Каннском фестивале прошлой весной. Картина номинировалась на «Золотую пальмовую ветвь», но проиграла драме Кена Лоуча «Я, Дэниэл Блейк» (то же касается «Коммивояжёра» Асгара Фархади и «Тони Эрдманна» Марен Аде, о которых можно прочитать в первой и третьей частях этого обзора). Английский бульдог по имени Nellie, во всех смыслах сыгравший свою роль в фильме, получил в Канне «Премию пальмовой собаки».

После премьеры картина входила в программы фестивале в Сиднее, Карловых Варах, Иерусалиме, Мельбурне, Новой Зеландии, Торонто, Цюрихе, Нью-Йорке, Пусане, Лондоне, Вене, Стокгольме и других городах мира. Немного раньше в феврале показы фильма стартовали в Канаде, Нидерландах, Норвегии и Украине, в Москве его можно будет увидеть на специальном событии уже 7 февраля в «Гоголь-центре». В остальных городах прокат от компании A-One Films стартует 16 февраля.

Лев / Lion

Следующий фильм февральского обзора — австралийская биографическая драма Гарта Дэвиса «Лев». Экранизация автобиографической книги Сару Бриерли «Долгая дорога домой» расскажет историю о том, как пятилетний Сару из бедной индийской семьи потерялся, оказавшись за тысячу километров от дома. К счастью, жизнь мальчика сложилась не так плохо, как могла бы: Сару усыновила семья из Австралии. Спустя 25 лет с помощью сервиса Google Earth он чудом отыскал свой дом, опираясь на туманные детские воспоминания о вокзальной платформе, с которой всё началось.

Кадр из фильма Гарта Дэвиса "Лев" / Lion, 2016

Кадр из фильма Гарта Дэвиса «Лев» / Lion, 2016

Для дизайнера и режиссёра рекламы Гарта Дэвиса «Лев» послужил дебютом в полнометражном кино. Как успешный рекламщик Дэвис в 2008 году получил «Золотого льва» в Канне и в 2010 году номинировался на премию Гильдии американских режиссёров. Прежде, в середине 2000-х годов, он также пробовал работать на телевидении, входил в группу постановщиков телесериала «Люби, как я хочу», а с 2013 года снял большую часть эпизодов телесериала «Вершина озера», за который номинировался на премию «Эмми».

Надо сказать, что после успеха «Льва» Дэвис, вероятно, задержится в кино. Ещё в 2013 году стало известно о том, что студия Warner Bros. готова утвердить режиссёра в качестве постановщика адаптации биографического романа Грегори Дэвида Робертса «Шантарам» (пока о проекте почти ничего не известно). А уже на этот год запланирована премьера следующей картины Дэвиса — биографической драмы «Мария Магдалина», поставленной по книге британского драматурга Хелен Эдмундсон с Руни Марой и Хоакином Фениксом в ключевых ролях.

Кадр из фильма Гарта Дэвиса "Лев" / Lion, 2016

Кадр из фильма Гарта Дэвиса «Лев» / Lion, 2016

Возвращаясь ко «Льву», над адаптацией книжных воспоминаний Сару Бриерли для фильма работал писатель Люк Дейвис, прежде трижды выступавший киносценаристом: в 2005 году адаптируя собственный роман «Кэнди» для одноимённой картины Нила Армилда, попавшей в список номинантом на премию «Золотой медведь» Берлинского фестиваля, затем написав сценарий для провального «Возврата» Алана Уайта, а позже для среднеуспешного байопика «Лайф» Антона Корбейна об американском актёре Джеймсе Дине.

Продюсировали картину, остающуюся сегодня претендентом на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм», основатели студии Miramax Films и компании The Weinstein Company Боб и Харви Вайнштейны. В качестве оператора с Дэвисом работал австралийский кинематографист Грег Фрейзер, уже сотрудничавший с режиссёром в рекламе, и отвечавший за камеру в «Громе среди ясного неба» Роберта Саркиса, «Цели номер один» Кэтрин Бигелоу, «Охотнике на лис» Беннетта Миллера и даже «Изгой-один: Звёздные войны. Истории» Гарета Эдвардса.

Кадр из фильма Гарта Дэвиса "Лев" / Lion, 2016

Кадр из фильма Гарта Дэвиса «Лев» / Lion, 2016

Наконец, над музыкой для фильма работали американский композитор Дастин О’Халлоран (к слову, страдающий синестезией — расстройством, при котором воздействия на один орган чувств вызывает отклик другого, в случае с О’Халлораном это так называемый «цветной слух») и немецкий пианист Фолькер Бертельман, известный под псевдонимом Хаушка. О’Хэллоран прежде писал сочинения для фильма Дрейка Доримуса «Как сумасшедший», британского телешоу Top Gear и телесериала «Очевидное»; Бертельман — для «Пляжа будущего» Карима Айнуза и «И проиграли бой» Джеймса Франко.

Ключевые роли во «Льве» исполнили 26-летний британский актёр Дев Патель, начиная со второй половины 2000-х годов появившийся на экране в «Миллионере из трущоб» Дэнни Бойла и Лавлина Тандана (этот фильм в своё время получил восемь «Оскаров»), затем «Роботе по имени Чаппи» Нила Бломкампа, «Человеке, который познал бесконечность» Мэтта Брауна и телесериале «Служба новостей». Роль главного героя в детстве исполнил совсем юный актёр-дебютант Санни Павар.

Кадр из фильма Гарта Дэвиса "Лев" / Lion, 2016

Кадр из фильма Гарта Дэвиса «Лев» / Lion, 2016

Ещё две ключевые роли фильма поделили между собой актрисы Николь Кидман и Руни Мара. Кидман, обладательница трёх «Золотых глобусов» и одного «Оскара», в прошлом году появилась на экране в биографическом «Гении» Майка Грандаджа. Мара (к слову, владеющая фондом Faces of Kibera по оказанию помощи жителям трущоб Найроби — в Индии в таких же жил в детстве главный герой) в последние семь лет исполнила роли в «Социальной сети» и «Девушке с татуировкой дракона» Дэвида Финчера, «Она» Спайка Джонса и получила приз в Канне за работу в «Кэрол» Тодда Хейнса.

После премьеры на фестивале в Торонто в сентябре прошлого года «Лев» демонстрировался на фестивалях в США, Швейцарии, Великобритании, Нидерландах, Швеции и Польше. Этой зимой лента была четырежды номинирована на американский «Золотой глобус»: как лучшая драма, за роли Дева Пателя и Николь Кидман и за музыку О’Хэллорана и Бертельмана, когда как Британская академия (BAFTA) номинировала картину в пяти категориях: за сценарий, работу оператора, музыку и роли Пателя и Кидман.

Кадр из фильма Гарта Дэвиса "Лев" / Lion, 2016

Кадр из фильма Гарта Дэвиса «Лев» / Lion, 2016

Наконец комитет «Оскара» в конце января объявил о включении «Льва» в список номинантов пяти категорий: как лучший фильм, за лучший адаптированный сценарий, операторскую работу, музыкальное сочинение и роли Пателя и Кидман. К февралю 2017 года картина объехала почти весь мир. Этой весной премьеры «Льва» запланированы в Эстонии, Франции, Индии, Германии, Украине и Японии. В России показ стартует 16 февраля.

Сафари / Safari

Ещё одна картина февральского обзора премьер — австрийско-датская документальная лента «Сафари» от весьма скандального режиссёра Ульриха Зайдля. В центре неигрового повествования на этот раз окажутся туристы-охотники, приезжающие в Африку ради убийства животных. По словам режиссёра фильма, который снимает всегда на острые темы без купюр, он никогда не испытывал желания поохотиться, отчасти поэтому решив попытаться понять, что движет этими обычными людьми, убивающими животных ради развлечения во время отпуска, между завтраком и обедом.

Кадр из фильма Ульриха Зайдля "Сафари" / Safari, 2016

Кадр из фильма Ульриха Зайдля «Сафари» / Safari, 2016

Надо сказать, что в мире документалистики Зайдь остаётся одним из самых скандальных кинематографистов. С начала 2000-х годов на него дважды обрушивались с критиков оскорблённые верующие (по поводам, к слову, таким, что нашим, отечественным, российским и не снилось). Он, впрочем, всегда знает, что ответить на критику, и явно не желает останавливаться перед табу, которые стоят на пути к демонстрации жёсткой, но всё-таки неотъемлемой правды жизни, чего бы это ни касалось.

Об Африке в одном из интервью Зайдь сказал: «Африка для меня необыкновенно притягательна. Это континент ужаса, рабства, эксплуатации и красоты». Режиссёра можно попытаться обвинить в том, что он, показывая в «Сафари» отвратительные стороны охоты, не предлагая никакой морали, просто отстранённо наблюдая за процессом глазами развлекающихся убийц животных, не стесняясь приправить это долей чёрного юмора. Но бесстрастному документалисту всё равно: он снимает кино для взрослых людей и, как честный документалист, отказывается от предубеждения против своих героев.

Кадр из фильма Ульриха Зайдля "Сафари" / Safari, 2016

Кадр из фильма Ульриха Зайдля «Сафари» / Safari, 2016

Прежде Зайдль, автор 16 полнометражных картин, уже снимал об отношениях животных и людей, выпустив на экраны документальную «Животную любовь». Большая часть картин Зайдля посвящена всё же людям, причём часто весьма отвратительным. Это касается и мрачной «Собачьей жары», получившей приз фестиваля в Венеции и номинацию на берлинского «Золотого льва». Среди других работ постановщика не менее безжалостные псевдодокументальные и документальные «Модели», «Импорт-экспорт», «В подвале» и трилогия «Рай: Любовь / Вера / Надежда».

Над «Сафари» вместе с Зайдлем работали его постоянный оператор Вольфганг Талер и супруга режиссёра, журналистка и писательница Вероника Франц. Начиная с премьеры в Венеции в сентябре прошлого года, где не обошлось без горячих споров об этичности и выходов из зала во время сеанса, картина демонстрировалась на международных фестивалях в Торонто, Цюрихе, Лондоне и Токио. В России фильм, который смотреть стоит, вероятно, не каждому, покажет независимая прокатная компания Cinemage Prestige 2 февраля.

Прекрасные дни в Аранхуэсе / Les beaux jours d’Aranjuez

Наконец, последняя картина этой части трёхсерийного обзора — авторская драма Вима Вендерса «Прекрасные дни в Аранхуэсе». В основу фильма легла пьеса австрийского авангардного драматурга Петера Хандке. В 1970-х годах Вендерс уже экранизировал тексты писателя, сняв драмы «Страх вратаря перед пенальти» и «Ложное движение». Хандке же сам поставил в кино свою повесть «Женщина-левша», продюсировал которую, в свою очередь, Вендерс (позже то же самое повторилось и с «Отсутствием» Хандке).

Кадр из фильма Вима Вендерса "Прекрасные дни в Аранхуэсе" / Les beaux jours d'Aranjuez, 2016

Кадр из фильма Вима Вендерса «Прекрасные дни в Аранхуэсе» / Les beaux jours d’Aranjuez, 2016

Самый же известный опыт сотрудничества режиссёра и драматурга — культовая фэнтезийная драма Вендерса «Небо над Берлином» (1987). Хандке тогда написал для фильма оригинальный сценарий. Эта картина номинировалась на «Сезар», призы Европейской и Британской академий и «Золотую пальмовую ветвь» в Канне, где Вендерс получил премию за режиссуру. Теперь вот на экраны выходят явно не культовые, но важные для поклонников Вендерса (да и Хандке) «Прекрасные дни в Аранхуэсе».

По сюжету картины в один из летних дней на ослепительно зелёной парижской террасе двое ведут весьма личную беседу. Со стороны за разговором наблюдает писатель, который, кажется, беззастенчиво подслушивает, а, скорее, только воображает персонажей своей будущей книги. Роли в фильме исполнили французский актёр Реда Катеб и супруга Петера Хандке — Софи Семен. На экране также появились немецкий актёр Йенс Харцер, сам Хандке и австралийский музыкант Ник Кейв.

Кадр из фильма Вима Вендерса "Прекрасные дни в Аранхуэсе" / Les beaux jours d'Aranjuez, 2016

Кадр из фильма Вима Вендерса «Прекрасные дни в Аранхуэсе» / Les beaux jours d’Aranjuez, 2016

В съёмочную группу фильма, помимо режиссёра, входили Бенуа Деби, постоянный оператор Гаспара Ноэ (в том числе «Необратимости» и «Любви»), уже работавший с Вендерсом два года назад во «Всё будет хорошо», а прежде получивший приз американского «Сандэнса» за работу в «Джошуа» Джорджа Рэтлиффа и выступивший затем оператором прошлогодней документальной драмы Эндрю Доминика «Ещё раз о чувстве» о потерявшем в 2015 году сына Нике Кейве.

Художником-постановщиком фильма выступил Тьерри Фламан, уже работавший с режиссёром в 1990-х годах над «Когда наступит конец света» и «За облаками», затем дважды номинировавшийся на «Сезар» и получивший премию за «Красавицу и чудовище» Кристофа Ганса, художник «Последней битвы» Люка Бессона, «Шоколада» Клер Дени, «Мадо» Александра Адабашьяна, «Прекрасной истории» Клода Лелуша и «Багровых рек» Матьё Кассовица.

Кадр из фильма Вима Вендерса "Прекрасные дни в Аранхуэсе" / Les beaux jours d'Aranjuez, 2016

Кадр из фильма Вима Вендерса «Прекрасные дни в Аранхуэсе» / Les beaux jours d’Aranjuez, 2016

К слову, после мировой премьеры этого 23-го по счёту полнометражного игрового фильма Вендерса, 71-летний постановщик уже приступил к работе над двумя своими будущими картинами. Про драму «Погружение», премьера которой должна состояться позже в этом году, известно, что её оператором также выступил Бенуа Деби, а художником-постановщиком — Тьерри Фламан. Про триллер «Суп мисо» с Уиллемом Дефо в главной роли пока не известно почти ничего.

Что касается последних работ режиссёра, начиная с 2010-го года он завершил едва не сорвавшийся документальный фильм «Пина: Танец страсти» (во время съёмок в 2009 году умерла его главная героиня — немецкий хореограф Пина Буш, а работа продолжилась только благодаря её танцевальной труппе). В 2012 году Вендерс снял короткометражку для киноальманаха «Невидимый мир», который составили 12 новелл, в том числе Марии де Мейдеруш, Гая Мэддина, Атома Эгояна и Мануэля ди Оливейры.

Кадр из фильма Вима Вендерса "Прекрасные дни в Аранхуэсе" / Les beaux jours d'Aranjuez, 2016

Кадр из фильма Вима Вендерса «Прекрасные дни в Аранхуэсе» / Les beaux jours d’Aranjuez, 2016

Три года назад на экраны вышла номинировавшаяся на «Оскар» документальная лента Вендерса «Соль Земли» о фотографе Себастьяне Сальгадо. Приблизительно тогда же режисёр принял участие в постановке документального мини-сериала «Храмы культуры». Наконец в 2015 году Вендерс снял свою последнюю до этого момента игровую ленту — драму «Всё будет хорошо» с Рэйчел МакАдамс и Джеймсом Франко, получив в том же году Почётного «Золотого медведя» Берлинского фестиваля.

В целом, с 1970-х годов восемь игровых фильмов Вендерса номинировались на «Золотую пальмовую ветвь» и три документальных — на «Оскар». Теперь свою порцию фестивального признания получили и «Прекрасные дни в Аранхуэсе». Правда, очень скромную. Лента вошла в основной конкурс Венецианского фестиваля, проиграв «Золотого льва» филиппинской драме «Женщина, которая ушла» Лава Диаса (проиграли тогда, впрочем, и новые Кустурица, Вильнёв, Том Форд и даже «Ла-Ла Лэнд»).

Кадр из фильма Вима Вендерса "Прекрасные дни в Аранхуэсе" / Les beaux jours d'Aranjuez, 2016

Кадр из фильма Вима Вендерса «Прекрасные дни в Аранхуэсе» / Les beaux jours d’Aranjuez, 2016

На сегодня показы «Прекрасных дней в Аранхуэсе» прошли всего в нескольких странах Европы (в том числе в 3D-формате, которым в последнее время страстно увлёкся режиссёр). У зрителей картина не получила особенного признания. То же, в общем, касалось и «Всё будет хорошо», после которой критики и зрители ещё два года назад сошлись во мнении, что нынешнему Вендерсу документальные фильмы даются гораздо лучше игровых. Так или иначе в России фильм, дальнейший прокатный путь которого пока не известен, можно будет увидеть и оценить уже 9 февраля.

Автор: Ника Какобян

Читайте также: